воскресенье, 6 мая 2012 г.

Шумомузыка vs. Sound Design


Я нарочито поставил в заголовок поста бессмысленное противопоставление.
Например, звукошум или шумозвук?  Можно поумничать и рассказать, что первично там и тут, и принципиально различить оба понятия. Скажем, звук структурирован, а шум нет.  И в первом случае мы имеем организованное звучание шумов, а во втором – умышленно оставляем естественный хаос шума. Или наоборот?
И если говорить о музыке, то это такой способ организации звуков, который качественно отличает систему от хаоса. В какой-то степени можно считать, что музыкальный звукоряд имеет в нашем мозгу «прошивку», позволяющую выделить гармонию и негативно реагировать на фальшивый  тон. Кто-то когда-то сказал, что музыка есть музыка, если ее можно насвистывать.  Боюсь, что с тех пор границы музыки сильно раздвинулись.
В любом случае,  в качестве средства художественной выразительности мы используем звуки и их сочетания с определенной целью – вызвать подходящие ассоциации. Инструментарий звукорежиссера в последние полстолетия быстро расширялся. Советский композитор-экспериментатор Арсений Авраамов, использовавший в 20-х годах прошлого столетия в качестве музыкальных инструментов искалеченные рояли, фабричные гудки и артиллеристские орудия, и помыслить не мог о таком богатстве арсенала звуков, который доступен теперь даже начинающему саунд-дизайнеру.
Эволюция форм, способов и шаблонов звукового оформления в кино (где, полагаю, прогресс шел наиболее быстро по причине выраженной коммерческой составляющей этого искусства), привела к "воспитанному" восприятию уместных звуковых текстур и музыкальных тембров.  Далеко не всегда правильным фоном будет соответствующий естественный шум. Адекватность тревожной симфонической музыки в саспенсе не вызывает критики, и никто не ищет в кадре музыкантов и не задается вопросом откуда там взялся оркестр. Шумы в саундтреках, как правило, более выраженные, гипертрофированные или даже просто «не те». Это никак не дискредитирует способ достижения цели – создание нужной ассоциации у зрителя/слушателя. Результат – многократно усиленный эффект воздействия на воображение. Он оправдывает любые средства, и понятие реалистичного звукового фона теперь включает в себя любые составляющие, и как ни назови результат саун-дизайна, он либо будет работать на синергию с другим контентом, либо не будет.
Вот пример хорошего саунд-дизайна и нашей воспитанной предвзятости к соответствию звука и картинки. Звуки здесь кажутся совершенно уместными, хотя в середине клипа действие происходит в космосе, где по определению звука нет. Там просто нет среды для существования звуковых волн – атмосферного газа. Однако наш внутренний цензор молчит, так как наше воображение совсем не хочет тишины в этом кадре.




Комментариев нет:

Отправить комментарий